Home

Реклама

Previous Entry | Next Entry

По установившейся традиции, заявление Аркадия Дворковича в конце прошлой недели – «девальвации не будет» или что-то в этом духе, дало старт очередному набегу на валюту, в результате которой курс доллара (33.06) отъехал к уровню конца апреля, а корзина (38.90) – аж конца марта. Собственно, наблюдая за развитием ситуации примерно с середины июня, наиболее прозорливые легко могли углядеть, что некоторый плацдарм для игры на понижение рубля создается. Оставалось, как говорится, «нажать на спуск».


Это, с одной стороны, традиционная нервозность «в ожидании августа» - месяца, когда в России уж что-нибудь да всегда произойдет, плюс желание определенной части народа, невзирая на кризис, все же куда-то отъехать и там потратить свои кровные. С другой стороны – явное угасание «весеннего ветра надежды» на глобальных рынках, немедленно отразившееся как на курсе нефтяного барреля, так и на желании покупать бумажки развивающихся стран. В результате – судя по динамике резервов – уже с конца июня, скорее всего, обозначился отток капитала из России. Ну а торговый баланс – он, понятное дело, следует за курсом нефти – в мае-июне улучшился до 8.7-8.8 млрд. долл., ну с удешевлением нефти глядишь снова вернется к зимним 7, а то и к 5 млрд. – импортные контракты наверняка заключались в расчете на грядущее расширение спроса. Такие вот факторы давления на рубль со стороны, так сказать платежного баланса, и все они явно будут бить пока что в одну сторону.

Ну кроме того, есть еще один фактор, созданный уже внутренней финансовой и денежной политикой – в последние 2 месяца интенсивно накапливался «навес» из избыточных резервов банков. К началу июля там скопилось (на депозитах и в облигациях ЦБ) 526 млрд. руб., это больше чем когда-либо, если смотреть на помесячную статистику (внутримесячно бывали суммы и побольше, но не долго – все это так или иначе выплескивается на рынки, если не в валютный курс, так в инфляцию).

Главная причина вполне на поверхности – это бюджетный дефицит. Отставание последней цифры дефицита за полгода 4.2% от «годового плана» в 7.4% не должно вводить в заблуждение. Это во-первых, следствие январского учета прошлогодних доходов от размещения РФ и ФНБ, а во-вторых, обычной сезонности расходования средств бюджета, которую финансисты не потрудились как-то адаптировать к кризисной ситуации в экономике – основная масса «бюджетных стимулов» высыпается на голову бюджетополучатеям (по целевым программ и инвестициям) как обычно, ближе к концу. И непонятно, что она тогда больше простимулирует – дополнительный спрос на инвестиционную продукцию, или все же спрос на валюту с покрытием из не переваренных рублей, как было в начале этого года. За второй квартал, кстати, видим дефицит в 7.5% ВВП, даже превысивший плановый за счет недобора доходов (нефтегазовые, невзирая на удорожание нефти, росли только за счет НДПИ, вывозные пошлины до 1 июля не менялись; по прочим, главный из которых на федеральном уровне НДС – сказалось влияние спада).

А из чего финансируется дефицит? Вроде бы очевидно – из Резервного фонда. Но это не совсем так. Так было бы, если бы средства РФ продавались на рынке, а вырученные рубли шли в покрытие расходов бюджета. В действительности, ЦБ с 23 января ничего на рынке не продал, наоборот – купил порядка 40 млрд. долл., добавляя рублей. Правда, другой рукой он изымал их через возврат средств по беззалоговым кредитам и сокращение сделок репо, так что результат этих интервенций был более-менее нейтральным. Так что по факту Резервный фонд – пока что в целости и сохранности, и не потрачено из него ни одного евроцента. Можно, конечно считать, что он был продан как бы авансом в ходе зимних интервенций, но в этих делах – впрыскивания денег в банковскую систему и экономику – авансы в зачет не идут, имеют значение лишь потоки.

Без стерилизующих продаж валюты финансирование бюджетного дефицита со счетов Минфина в ЦБ (за полгода этот источник покрыл 98% дефицита) – это в чистом виде эмиссионное финансирование. С мая (а там, кстати, из-за мощного притока капитала были еще и большие интервенции против укрепления рубля, т.е. эмиссия и вброс рублей уже для покупки валюты в резервы) возможности стерилизовать бюджетные расходы путем сокращения рефинансовых кредитов банков сузились, и денежная система вошла в режим «количественного смягчения» с нарастанием денег на резервных счетах банков в ЦБ (этот процесс обычно иллюстрируется картинками по денежной базе в США, так вот - у нас с мая пошло что-то похожее). Рассуждая по учебникам, бояться этого вроде бы и не надо, избыточные резервы должны были бы рано или поздно перетечь в кредиты, стимулируя экономический подъем. Но вышло иначе, перетекли они пока что на валютный рынок. Все очень не предсказуемо в этих делах денежного стимулирования, и играть с ними, похоже, надо с большой оглядкой. Во всяком случае - у нас, подверженных валютным паникам.

Спусковых крючков, давших старт спросу на валюту, могло быть два – это либо обналичка денег с корсчетов банков и повышенный спрос на наличную валюту с связи с летними отпусками. Либо это итог «месячных» снижений ставок ЦБ – на данном этапе игроки могли посчитать, что паритет процентных ставок по рублю и валютам пройден, и теперь выгоднее будет накапливать валюту, рефинансируясь в ЦБ. Не важно, так ли это на самом деле. Валютный рынок - это такое место, где любой прогноз становится самосбывающимся, если он овладевает массами.

Что делать? Собственно, у регулятора два выхода – не вмешиваться, на самом деле рублей, которые дополнительно конвертировать в валюту не так много, и велика вероятность что курс так или иначе зафиксируется на некотором равновесном уровне до того, как начнется серьезный кризис ликвидности. А дальше – уповаем на «мировую революцию» в виде появления новых надежд на возобновление роста в мировой экономике, с ростом цен нефти и притока капитала в РФ. (На самом деле потенциал «развалютизации» запасов порядка 150 млрд. долл. валюты, накопленных зимой, огромный, реализовался он пока примерно на четверть, но для этого нужно время и спокойствие на рыках.) С позиций постепенного движения к гибкому курсу оставить все как есть – правильный, но рискованный вариант.

Второй – резко остановить разрастающуюся панику интервенциями, изъять избыток денег, одновременно сделав подачу ликвидности в банковскую систему менее доступной. Опасность – нарастание кризиса ликвидности по сценарию сентября прошлого года. В любом случае – сейчас приходится платить за некоторую утрату бдительности в мае-июне и за попытки немного подстимулировать экономику ставками (абсолютно бессмысленная затея, когда еще и пытаемся фиксировать курс). С другой стороны – нынешний мини-кризис – как бы учебный, можно отработать технологии поведения зимой, когда на валютный рынок рухнет уже вполне серьезный «бюджетный навес».

Comments

( 23 комментария — Оставить комментарий )
[info]chevashche wrote:
13 Июл, 2009 14:56 (UTC)
меня тоже задело, лично. Прикупал доллары для отпуска, цифры менялись просто на глазах. Доллар против евро будет дорожать, это понято Дойче банку я верю, просто непонятно, как будет рулить внутри своего корридора наш ЦБ.
[info]tse_gsm wrote:
13 Июл, 2009 16:11 (UTC)
хочу тоже верить Дойче банку, по какой ссылке это можно сделать?
[info]chevashche wrote:
13 Июл, 2009 16:35 (UTC)
вот например, мой текст
http://www.finansmag.ru/articles/25295
[info]vovap wrote:
14 Июл, 2009 02:59 (UTC)
Евро будет по 1.2 к концу года если небо упадет на землю и немножко там полежит.
[info]chevashche wrote:
14 Июл, 2009 06:28 (UTC)
послушайте, уважаемый vovap, я цитирую Дойче банк по поводу евро, а не себя. Европа выглдяит намного хуже чем штаты. Прадами или неправдами, но помощь американским банкам не прошла впустую - голдманы собираются в этом году заработать 25 млрд. Можно много горить об истоках этой прибыли и пр., но, очевидно, что тот, кто хотел - смог расчистить свои конюшни и начать вновь зарабатывать. Аналогичных историй в Европе я пока не наблюдал. Все это базовые причины подорожания доллара, а точнее - удешевление евро.
[info]tse_gsm wrote:
14 Июл, 2009 06:28 (UTC)
спасибо за ссылку, но есть что-то неправильное в ссылках на самого себя, мне кажется, нет ли у вас ссылки на оригинал?
[info]chevashche wrote:
14 Июл, 2009 06:32 (UTC)
на самого себя я ссылаюсь по одной простой причине: найдите мне хоть одни отчет Дойче, опубликованный? Я вот не смог. Экономист немного написал про предыдыщий отчет - в колонке Buttonwood, где то здесь
http://www.economist.com/research/articlesBySubject/display.cfm?id=2512631
[info]krblcoed wrote:
13 Июл, 2009 14:58 (UTC)
Пока ничего страшного не происходит, одна истерика только. Поэтому пока ЦБ ничего делать и не будет, действовать начнёт только если стоимость корзины по отношению к рублю максимально приблизится к объявленной границе, которую ЦБ не сдаст ни за что - иначе возможен вариант второй волны девальвации. А если уж ЦБ придётся действовать, то он поступит так же, как в прошлый раз - сожмёт ликвидность и нагнёт доллар.
[info]wolf_gr wrote:
13 Июл, 2009 15:10 (UTC)
"Капитальный счет весьма зависит от ожиданий по цене нефти. Поэтому возможны кратковременные коррекции. Могут быть кратковременные оттоки капитала. Соответственно это может оказать давление на курс рубля в сторону его снижения. Поэтому можно ожидать как движения в сторону укрепления, так и в сторону ослабления рубля. Мы считаем в принципе правильным свободное плавание рубля, мы приближаемся к свободному плаванию... У нас нет цели по курсу, у нас есть цель по инфляции. Курс - это важно, но таргетировать мы будем инфляцию"
http://cbr.ru/pw.aspx?file=/press/press_centre/Ulyukaev_RIA-080609.htm

Если будут последовательно придерживаться заявленного - особо интервенить в этот раз не должны. К тому же, одной рукой проводить смягчение (эмиссия, удлинение рефинансирования, снижение ставок), а другой - стерилизовать это интервенциями было бы странноватым.
Ну и невооруженным глазом видно, что на этих уровнях "наверху" беспокойство вызывает скорее укрепление рубля, чем его падение.
Так что думаю, если интервенции и будут - то точечные во избежание паники, не более того.

[info]wolf_gr wrote:
13 Июл, 2009 15:25 (UTC)
А резервному фонду я бы вообще не придавал значение. Изначально его создание было стерилизацией рублей. То, что он был виртуально (внутренней проводкой в ЦБ) превращен как бы в валюту ни о чем не говорит. С таким же успехом он мог быть оставлен в рублях, превращен в виртуальный палладий или вовсе аннулирован указом президента :)
Совершенно с Вами согласен, что его нынешнее использование - чистой воды эмиссия, а инструмент может быть любым. Если бы ЦБ покупал облигации минфина, формально оставив фонды в неприкосновенности, результат был бы тем же. В этой связи мне кажется более правильным сопоставлять эмиссию и величину международных резервов. Но даже это я считаю анахронизмом. Большинство стран обходится без огромных резервов, что не мешает ни бюджетным дефицитам, ни эмиссии. Естественно, при отсутствии фиксированных курсов.
Окажутся "свежие" рубли на валютном рынке - вырастет курс. Только то и всего. Не окажутся - не вырастет. Презюмировать у нас необходимость интервенций исторически, конечно, правильно, но когда-то от этого нужно уходить. Похоже, первые шаги уже сделаны в этом направлении, и к волатильности придется привыкать.
[info]domohozjain wrote:
13 Июл, 2009 18:25 (UTC)
Уважаемый Вольф весьма точно охарактеризовал ситуацию в своем блоге-дежавю. С чем абсолютно согласен.Как говорится когда что-то происходит в первый раз-трагедия, когда во-второй-уже фарс. Можно сколько угодно обьяснять действия регулятора, можно строить правдоподобные версии, можно подхихикивать над второй волной, но стоит принять что: НАШ РЕГУЛЯТОР ДЕЙСТВУЕТ ПРОЦИКЛИЧНО.
Отсюда что будет с ценой юралс-то будет и с рублем. И никаких гвоздей. Как кого бы кому чего и не хотелось...
[info]zhu_s wrote:
13 Июл, 2009 19:14 (UTC)
Ну, очевидно, у регулятора есть опасения проводить интервенции в поддержку рубля на курсе ниже рыночных ожиданий (правильные они или нет - ложный вопрос, на валютном рынке любой бред, овладевший умами - это и есть истина). Урок из опыта сентября-октября извлечен. Начни поддержку, получишь механизм: изъятие рублей - невыносимые ставки - рефинансирование для избежания кризиса ликвидности - выплеск полученных денег на валютный рынок - "пробой" рубежа и фиесация прибыли. Запустить такой флеш-моб может любая "зажигалка". Да - цена нефти прекрасно подходит.

Что нужно, если действительно хотим перейти через пару лет к денежно-кредитной политике (пока это совершенно чуждое понятие для меняльной конторы aka ЦБ, и это, кстати не однозначно плохо - известно, что фиксация курса лучше гасит внутренние шоки, управление деньгами - внешние, а какие для нас губительнее? еще вопрос):
- дать курсу поерзать в диапазоне, скажем, 20-40 в течение пары лет, выводя его по нескольку раз на обе границы, чтобы население стало смотреть на валюту как на высокорисковый волатильный актив и перестало рассматривать ее как инструмент сбережения (вспоминаем о ее существовании, едучи в отпуск, и никак иначе);
- приучить экспортеров и импортеров тратиться на хеджирование валютных рисков риски, уйти от бреда "поддержки отечественного товаропроизводителя" с помощью курса (а почему тогда не с помощью бесплатного труда? или субсидирования ставок?, если уж корежить относительные цены);
- приучить зарубежных кредитов/инвесторов к высокой волатильности курса рубля, что исключит или по крайней мере стабилизирует приток капитала.

На месте ЦБ я бы просто подарил почти все резервы в управление Минфину - пусть компенсирует, торгуя ими, перебор/недобор нефтегазовых налогов (РФ) и грядущее снижение добычи (ФНБ), невзирая на курс.
[info]domohozjain wrote:
13 Июл, 2009 20:22 (UTC)
Да похоже я вас достал. У вас что-то личное против негативных предсказателей-ну да бог с ним.Флеш-моб тогда успешен когда он удается хоть один раз-ЦБ уже раз моргнул.Дать курсу поерзать?Да ради бога, только это ерзанье тогда успешно когда оно не влияет на процессы инфляции, что не относится к нашей импортозависимой экономике.Бред "поддержки отечественного про-ля с помощью курса"-ну так все чудеса КНР обьясняются этим бредом.Приучить инвесторов к высокой волатильности курса-то же самое как приучить жену к своим недельным запоям и похождениям-найди такую.В принципе можно конечно если иметь емкость внутреннего потребления соизмеримую с мировым ВВП-тогда они инвесторы-жены-стерпят и промолчат.
Экономика в первую очередь наука о человеке.Нельзя сразу сделать из мальчика солдата. Он должен сначала повзрослеть.Нельзя сразу сделать из экономики EM конкурента развитым экономикам.Она должна сначала одолеть свои детские комплексы(импортозависимость хотя бы).
К любым целям надо следовать последовательно без перескоков в развитии иначе мы получим экономику-беспризорника который пить, курить, ругаться научился но взрослым все-таки не является.

[info]zhu_s wrote:
13 Июл, 2009 21:12 (UTC)
(а) не достали (с чего Вы так подумали? - на самом деле я очень рад всем комментариям, как-то уж так так повелось, что совсем неинтересных или пустых тут практически не бывает)
(б) ничего личного, конечно, против "писателей-негативщиков", назовем их так, у меня нет; просто "их много", в большинстве случае "чернуха" эта идейно неинтересна, слабо аргументирована и с массой фактических ляпов - так что тут дело не в негативе или позитиве, а в очевидном желании "зарабатывать, не работая", которое, действительно, раздражает
(в) переход от фиксирования курса к таргетированию инфляции - требует серьезной психологической перестройки как регулятора, так и "адресатов" этой политики, контуры которой я попробовал выше обозначить, ну может - слишком "грубыми мазками", но в целом как-то так.
[info]domohozjain wrote:
13 Июл, 2009 21:46 (UTC)
"желании "зарабатывать, не работая", которое, действительно, раздражает"
Конечные выводы кликуш от экономики и прогнозов исследователей могут совпадать, как это ни странно, но я вполне уверен что выводы про вторую волну первые обозначили отнюдь не кликуши.Что касается перехода от политики фиксированного курса к таргетированию инфляции то тут перестройка нужна отнюдь не психологическая а структурная. Человеческая природа адаптивна и в этом следует искать причины поведения и ВЫБОРА.Нет такого понятия что швейцарцам пох на курс а наши граждане как ненормальные...Люди не сильно отличаются.Тут верховодят другие факторы,без исправления которых мы всегда будем скатываться к обьяснению поведения наших сограждан из каких-то психо-причин и особого пути.
[info]smallmoskow wrote:
13 Июл, 2009 18:32 (UTC)
Мне только непонятно, чем было вызвано заявление Дворковича. Раньше такие заявления делались в момент нарастания паники, чтобы ее пригасить. А в этот раз есть ощущение что он просто дал сигнал к атаке на рубль.
Спасибо Вам за статью.
И отдельное спасибо за спокойное изложение мыслей! Очень сложно найти информацию по событиям в экономике без истерик и пропаганды.
[info]well_p wrote:
14 Июл, 2009 05:29 (UTC)
Cмешные вы . У нас курс рубля устанавливает ЦБ, причем руководствуясь ему одноиму ведомыми причинами. Выражается это в том что вот уже лет 10 он последовательно скупает на рынке все излишки долларов , не давая курсу опустится. А вы думаете откуда у него резервы с 2 миллиардов в 98 г до 500 с лишним в прошлом году накопились?
Тоже самое происходит и сейчас. Точнее это процесс перманентный. Если немного посмотреть по динамике резервов ЦБ то можно заметить что когда курс рубля весной снова повышался то у ЦБ резко повысились резервы. И наоборот .
В принципе о том что я пишу ЦБ несколько раз официально заявлял. Просто не все поняли и не увидили его заявлений.
[info]well_p wrote:
14 Июл, 2009 05:35 (UTC)
Центробанк России в мае увеличил покупку долларов в 2,3 раза по сравнению с апрелем 2009 года. Это следует из пресс-релиза ЦБ. Чистая покупка долларов в мае текущего года составила 18,57 миллиарда против 8,17 миллиарда месяцем ранее.
Покупка евро увеличилась в 1,4 раза и составила 449,27 миллиона. Месяцем ранее чистая покупка европейской валюты Центробанком России достигла 331,44 миллиона.

Май стал четвертым месяцем подряд, когда Центробанк осуществляет покупку валюты. В феврале 2009 года ЦБ перестал продавать валюту из международных резервов для поддержания высокого курса рубля. Скупка долларов и евро финансовой организацией может свидетельствовать о намерении не допустить резкого повышения курса национальной валюты
http://lenta.ru/news/2009/06/08/cbr/
[info]zhu_s wrote:
14 Июл, 2009 06:48 (UTC)
Ну да, именно так и было (хотя мотивы были вполне прозрачны - ЦБ поддерживал интервенциями фиксированный номинал рубля к корзине, иногда снижая его для противодействия инфляции). В марте-мае ЦБ также сдерживал укрепление рубля, видимо, считая что при резком движении курса рубля (в мае он спокойно мог бы подняться до 20-25 к доллару, если бы не мощная поддержка последнего со стороны ЦБ) среди держателей валюты могла бы начаться "обратная паника" и до 100 млрд. долл. могло быть выброшено на рынок.

Но сейчас - не совсем так. С начала июня ЦБ ничего не покупал и не продавал (июньские интервенции всего 1.6 млрд, и пришлись на первую неделю). Т.е. ослабление рубля рубля регулятор не считает нужным сдерживать (ну во всяком случае, до достижения рубежа 41 к корзине, где он точно вмешается). Есть ли нужда в более раннем вмешательстве? Ну вот - и пытаемся понять общими усилиями.
[info]south_fragrance wrote:
14 Июл, 2009 08:43 (UTC)
так куда личные деньги девать?
не очень хочется наблюдать как десятки тысяч рублей могли бы ..а не делают?

купить долларов?
[info]zhu_s wrote:
14 Июл, 2009 09:17 (UTC)
Рисково - он, собака, и туда, и сюда ездить еще будет, я думаю. Распарраллельте как-то уж, если серьезная сумма - все сразу упасть не может. Ну, и ближе к тому, в чем тратить собираетесь - банальные азы, так сказать, валютного хеджа.
[info]dze_nya wrote:
14 Июл, 2009 11:27 (UTC)
Здравствуй, ЖОПА!!!
[info]ru_blogi wrote:
16 Июл, 2009 00:11 (UTC)
Ваш пост опубликован в журнале "точка ЖИ рунета™" (постоянный адрес публикации - http://www.rublogi.ru/all/money/150709/500).
Если вы считаете, что это нарушает ваши авторские или иные права, ответьте, пожалуйста, на этот комментарий, и публикация будет удалена из журнала.
Надеемся, количество ваших читателей и популярность вашего блога после публикации в нашем журнале увеличатся.
Предложить другие посты для публикации можно здесь.
Спасибо за вашу статью.
( 23 комментария — Оставить комментарий )

Latest Month

Ноябрь 2009
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Counter

Рейтинг блогов

Подписка


Получать [info]zhu_s на E-mail:

rss2email.ru

Разработано LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow