You are viewing [info]zhu_s's journal

entries friends calendar user info "Эксперт" Previous Previous Next Next
zhu_s - Товарное. Спекулянты и цены
zhu_s
[info]zhu_s
Add to Memories
Share
Товарное. Спекулянты и цены
С улучшением конъюнктуры в мировой экономике с осени прошлого года в нее вернулся и бурный рост товарно-сырьевых цен, подогретый для продовольствия и сельхозсырья также и плохим урожаем. Многие связывают это ускорение цен с действиями спекулянтов, оживившихся на товарных биржах в результате политики «количественного смягчения», проводимой рядом Центробанков, и прежде всего, ФРС США (правда, обычно не поясняя механизм, через который это влияние может быть реализовано, много денег – и цены выше, что тут рассусоливать, но как мы увидим ниже – детали здесь крайне важны).

Главный канал воздействия этой политики – изоляция высоконадежных активов в виде казначейских облигаций от инвестиционных рынков, что должно снизить стимулы к сбережениям и активизировать совокупный спрос. Побочным эффектом этого может стать переключение инвестиционной активности на рынки товарных фьючерсов и опционов, приводящее к росту товарных цен. Далее - несколько графиков и замечаний в тему, изготовленных в ходе работы над заметкой по инфляции, которая завтра выйдет в Эксперте, но в итоге оказавшихся там лишними.

(1) Особого притока денег инвесторов на сырьевые рынки не видно.

Наблюдаемый в последние месяцы рост чистой длинной позиции отражает скорее изменения цен, чем расширение физических объемов открытых ими контрактов. Т.е. того, что можно было бы классифицировать как агрессивную «скупку виртуальных товаров», например, золота или нефти, на самом деле нет.

Комиссия по торговле товарными фьючерсами (CTCF) специально отслеживает, публикует (сейчас ежемесячно) и определенным образом ограничивает позицию крупных инвесторов на товарном рынке, так наз. Index investment data. К ним она относит индексные фонды, своп-дилеров*, пенсионные и благотворительные (endowment) фонды, хеджевые фонды и паевые инвестиционные фонды. Критериям отнесения того или иного трейдера к категории инвесторов служит привязка определенной части его портфеля к структуре широкого товарного индекса, суб-индекса связанных товаров или индекса одного конкретного товара, например, нефти. На 2-х графиках выше и приведены данные из этих отчетов - по стоимости и в натуре с конца 2007 (с этого времени комиссия и формирует такие отчеты) по конец 2010-го года.

Как видим, со второй половины прошлого года действительно отмечается бурный рост открытой инвестиционной позиции в этих инструментах. Общий ее объем (211,2 млрд. долл. чистых финансовых контрактов на «покупку» различных видов сырья) впервые превысил предкризисный уровень июня 2008 года, когда цена нефти взлетала до 147 долл. за барр. Все это по внешним признакам действительно позволяет заподозрить, что рост товарно-сырьевых цен может быть первой фазой глобальной инфляции, вызванной эмиссионной активностью ведущих Центробанков мира.

Однако спекулянты не могут быть ему причиной хотя бы по тому, что чистая длинная позиция от них никак не зависит, а определяется потребностью коммерческих трейдеров (т.е. таких, которые действительно нуждаются в товаре или располагают его ресурсами) в страховке от изменений цен, особенно в периоды их быстрого роста. Это очень легко пояснить на бытовом уровне.

Возможно, многим случалось как-нибудь резервировать у продавца на рынке приглянувшийся товар, оставляя некоторую небольшую сумму в залог. Это и есть покупка фьючерсного (точнее, в данном случае опционного, но это не важно) контракта, «лонга», с маржой, в качестве которой и выступает залог. А вы в данном случае выступаете как хеджер, оговаривающий цену сделки, вне зависимости от ее рыночных колебаний к моменту фактической транзакции. Продавец – тоже как хеджер, застраховавшийся «шортом» с вами от возможного падения цены к моменту расчета.

А как быть, если продавец хочет застраховаться от падения цены, а вас – реального покупателя - в данный момент на рынке нет? В эту «рыночную нишу» и проникает спекулянт, которому товар на самом деле не нужен, предоставляющий коммерческому трейдеру такую страховую услугу. «Спекуляция» состоит в том, что сделка заключается им в расчете на то, что к моменту расчета цена вырастет, и хоть товар ему и не нужен, его можно с некоторой выгодой перепродать. (По факту, конечно, спекулянт имеет дело с беспоставочным контрактом, лишь получая или выплачивая вариационную маржу – разницу между контрактной ценой и рыночной, спотовой, к моменту реализации контракта).

По сути, фьючерсная/опционная торговля представляет собой страховой механизм, где спекулянты/инвесторы выступают как коллективная страховая компания, принимающая на себя риски коммерческих трейдеров (т.е. таких, которые действительно нуждаются в товаре или, наоборот, располагают его ресурсами на продажу), страхующихся от изменений цен. Особенно в периоды их быстрого роста. На следующем графике на примере нефти видим, что, как правило, только в этих эпизодах возникает чистый «шорт» со стороны коммерческих трейдеров, покрываемый инвестиционными «лонгами» спекулянтов.

Чистая короткая позиция, открываемая хеджерами, скорее соответствует первой производной движения цены – чем скорее она меняется, тем больше открывается позиций. При всем желании спекулянты не могут регулировать свою открытую позицию по своему одностороннему усмотрению, их роль на бирже вторичная и страховая. Максимум открытой позиции соответствует не максимуму цены, который можно было бы отождествить с притоком денег, а максимуму скорости роста цены, который к ее уровню может и не иметь никакого отношения.

(2) Спекулянты, имеющие чистую длинную позицию, никак не заинтересованы в разгоне текущего уровня цен

Исследования роли различных категорий трейдеров (инвесторов) на рынках нефтяных деривативов, показывают, что стратегия, которой придерживаются эти инвесторы, вообще в основном пассивна. Иными словами, покупки и продажи контрактов следуют за изменениями цен, а не наоборот (см., в частности [1], Figure 16 на стр.28). Тесты причинности Гренжера не выявляют активного влияния на цены ни одной категории трейдеров на нефтяном рынке. Обратное влияние – изменений цен на стратегию поведения трейдеров – присутствует, однако тоже не для всех категорий трейдеров. Наибольшее влияние оказывают изменения цен на коммерческих трейдеров (производителей, переработчиков и коммерческих торговцев нефтью), а среди спекулянтов – лишь на хедж-фонды. Поведение остальных участников рынка реагирует уже не на цены, а на реакцию на них данных групп трейдеров.

На чем же зарабатывают спекулянты, в частности, хедж-фонды, ведь нельзя же строить прибыльную стратегию исключительно в расчете на повышение цен? По расчетам Голдман Сакс, крупнейшего игрока на этом рынке, который 20 лет назад и предложил собственный индекс товарных фьючерсов Goldman Sachs Commodities Index (сегодня - S&P GSCI) и обосновал стратегию инвестиций в него, доходность этих инвестиций состоит из трех компонентов: спотовой доходности, доходности казначейского векселя и текущей доходности. Спотовая доходность складывается в результате изменения цены базисного товара и весьма волатильна. Доходность казначейского векселя - это проценты, которые получит инвестор в момент покупки фьючерсного контракта, если он разместит в качестве залога всю долларовую сумму (т.е. номинал контракта, обычно для покупки фьючерса требуется лишь залоговый депозит, например, при торговле нефтяными фьючерсами на Nymex – 6%, и таким образом правильно угаданное изменение цены нефти за год на 1% обеспечивает доходность при торговле с такой маржой в 16.7% годовых).

Текущая доходность показывает изменение фьючерсной цены за период действия контракта. Если фьючерсные контракты оцениваются исходя из ситуации «бэквардейшн» (т.е. со временем ожидается рост фьючерсной цены до уровня спотовой), то торговля фьючерсными контрактами с истекающими сроками в среднем будет прибыльной, независимо от того, какие колебания испытывает цена базового товара, лишь бы они взаимно гасились на длительном интервале.

Голдман Сакс утверждал, что для рынков товаров, которые обычно потребляются по мере их производства (такие, как энергоресурсы или домашний скот), характерно наличие «нормального бэквардейшн». Что и обеспечивает положительную доходность инвестиций (лонг) в товарные фьючерсы и опционы. (Если цена фьючерса выше, чем кассовая цена, и цены фьючерсов стремятся падать по мере приближения к дате расчетов, то товар находится в положение "контанго" (процент за отсрочку платежа) и инвесторы в шорт зарабатывают деньги.) Если бы спекулянты имели возможность манипулировать текущей ценой фьючерса в сторону повышения и активно пользовались этим, то тем самым они просто снижали вероятность движения цены контракта за период его действия в нужном направлении и лишали себя заработка.

(3) Нельзя сказать, что где-то надувается пузырь, до тех пор, пока он не лопнет. Пузырь, в отличие от чекиста, бывает только бывшим.

А нет ли на рынке сейчас такой ситуации, когда цена разрастается за счет притока «лонгистов» в геометрической прогрессии, на которых просто не хватает открываемых коммерческими трейдерами чистых «шортов»? Эпитет «пузырь» периодически возникает в комментариях к ситуации на рынках активов, особенно в моменты, когда там наблюдаются затяжные многомесячные подъемы.

Однако в специальной литературе это обозначение закрепилось за более узким классом ситуаций. С точки зрения эконометрики о пузыре говорит присутствие систематических тенденций движения вверх и/или вниз и наличия «переключений» в таких движениях в остатках от смоделированной, на основе каких-то гипотетически «разумных», фундаментальных, представлений траектории изменения цены.

Например, если считать, что «фундаментальные» цены активов представляет собой капитализированные (present value) будущие доходы, а это стандартная модель для случая акций или недвижимости, то грубейший тест на наличие пузыря, широко используемый на практике, состоит в сравнении отношения P/E с процентной ставкой. Причем если «ликвидность», т.е. уровень процентных ставок существен для движение «справедливой» цены, то на пузыреобразование она не влияет никак.

Для товарных и валютных рынков такой подход неприемлем, и остается сравнение с каким-то способом сглаженной траекторией движения цены, трендом. Но тренд в конце может быть ошибочным, поэтому о том, является ли текущее состояние пузырем, нельзя сказать ничего, как бы круто не росли цены. Такой рост может оказаться в дальнейшем как фундаментальным, так и «пузырным».

На практике распознанию пузырей на рынках товарных деривативов или валюты, способствует то, что тут они, в отличие от акций и даже недвижимости, оказываются крайне коротко живущими. Как и в случае валютного рынка, который не может надолго отрываться от состояния платежного баланса и ценовых паритетов, разгон цен на товарные фьючерсы довольно быстро упрется в ситуацию на физическом рынке – в эластичность покупателей и продавцов по ценам, и в активизацию инвестиций, расширяющих производственные мощности.

Правда и тут этот период может быть довольно долгим, например, в случае продовольствия – не меньше, чем от урожая до урожая. Тем не менее, и товарные и валютные траектории в целом более-менее тяготеют к равновесным значениями, с коротко живущими, хотя и очень интенсивными пузырями вокруг них, делающими предсказания краткосрочных колебаний тут заведомо невозможным делом.

* includes Copper, Aluminum, Iron Ore, Tin, Nickel, Zinc, Lead, and Uranium Price Indices
** includes Timber, Cotton, Wool, Rubber, and Hides Price Indices
***includes Cereal, Vegetable Oils, Meat, Seafood, Sugar, Bananas, Oranges, Coffee, Tea, and Cocoa Price Indices
(4) Возможно, нынешний рост товарно-сырьевых цен никак не связан ни с перегревом, ни с монетарным регулированием или стимулированием.

Есть сильное подозрение, что то, что мы наблюдаем после 2000-го и особенно – 2004-го года - это структурный феномен, отражающий перемещение очагов экономического роста в формирующиеся и развивающиеся экономики. В таком случаем это будет вести к росту спроса на промежуточное сырье, энергию и продовольствие, формируя тенденцию их удорожания, а так называемые высокотехнологичные или с высокой добавленной стоимостью продукты будут относительно дешеветь, способствуя стиранию барьеров между развитыми и «слаборазвитыми» странами и, возможно, даже меняя их местами во всемирной иерархии (см. Приложение).
Сноски и ссылки:
* Своп-дилеры - посредники, бизнес которых состоит в заключении персонализированных двусторонних контрактов с (мелкими) хеджерами и спекулянтами, и в свою очередь, компенсирующие свои обязательства по этим двустронним сделкам покупкой/продажей стандартизированных биржевых контрактов, подробнее см. в [3].

1. Interagency Task Force on Commodity Markets, Interim Report on Crude Oil. July 2008. CFTC (тут, 3469 кб)
2. Excessive Speculation and Position Limits in Energy Derivatives Markets. CME group/ Chicago Board of Trade/NYMEX company (тут)
3. Staff Report onCommodity Swap Dealers & Index Traders with Commission Recommendations. Sept. 2008. CFTC (тут)
Приложение. Юноше, обдумывающему житье маршрут: прогнозы роста в развитых странах.

Tags: ,

Comments
slavakaryakin From: [info]slavakaryakin Date: February 20th, 2011 04:52 am (UTC) (Link)
Спасибо, очень интересный взгляд.

Придирки:
"Потовая доходность "
"за счет притока «логистов»"
damirmur From: [info]damirmur Date: February 20th, 2011 05:35 am (UTC) (Link)

Да, все логично


Осталось только локализовать спекулянтов и их объемы в мировой экономике
pustota_2009 From: [info]pustota_2009 Date: February 20th, 2011 08:43 am (UTC) (Link)
>>Для товарных и валютных рынков такой подход неприемлем, и остается сравнение с каким-то способом сглаженной траекторией движения цены, трендом.

На мой взгляд, кроме траектории огромное значение имеет ситуция с балансом спроса/предложения. Допустим, что долгосрочный тренд был строго горизонтальный (собственно так оно и есть):



Черная линия - реальные цены на корзину товаров. Если смотреть в номинальных ценах (и на логарифмической шкале), тренд будет с некоторым наклоном. Так вот, допустим предложение упало по причине неурожая. Цены, естественно, полезут вверх относительно тренда. Будет ли это пузырем? На мой взгляд, нет, так как имеет фундаментальное обоснование (баланс спроса/предложения).

>>Например, если считать, что «фундаментальные» цены активов представляет собой капитализированные (present value) будущие доходы, а это стандартная модель для случая акций или недвижимости, то грубейший тест на наличие пузыря, широко используемый на практике, состоит в сравнении отношения P/E с процентной ставкой.

Я совершенно согласен, но тут может быть возражение, что сама процентная ставка - неадекватна. Например, если под проценой ставкой понимать UST10Y, то пузырь на этом рынке (вызванный, к примеру QE2), будет "оправдывать" пузырь на фонде. Если под ставкой понимать федеральные фонды, то тут можно напрямую обвинить ЦБ в неадекаватности уровня ставок.
gerat From: [info]gerat Date: February 20th, 2011 08:57 am (UTC) (Link)
Про "Есть сильное подозрение, что то, что мы наблюдаем после 2000-го и особенно – 2004-го года - это структурный феномен, отражающий перемещение очагов экономического роста в формирующиеся и развивающиеся экономики. В таком случаем это будет вести к росту спроса на промежуточное сырье, энергию и продовольствие, формируя тенденцию их удорожания"-
если экономический рост ведет к подорожанию ресурсов и продуктов, то это не рост, а его иллюзия.
Экономический рост вызывает достаток, а не голод!
pustota_2009 From: [info]pustota_2009 Date: February 20th, 2011 09:06 am (UTC) (Link)
>>Однако спекулянты не могут быть ему причиной хотя бы по тому, что чистая длинная позиция от них никак не зависит, а определяется потребностью коммерческих трейдеров

Если ликвидность жжет карманы спекулянтов (QE и все такое) и деньги активно ищут точки применения, то 10 спекулей начинают конкурировать за один контракт против хеджера, что по идее должно спосбствовать росту цен.
truevaluator From: [info]truevaluator Date: February 20th, 2011 01:10 pm (UTC) (Link)
1) Не понимаю, что за городская легенда про "ликвидность жжет карманы спекулянтов (QE и все такое)". Эта ликвидность остается на балансах банков в ответ на сокращение частных кредитов, тогда как денежная масса почти не растет.

2) Но поддерживаю то, что автор почему-то упустил из виду: много спекулянтов действительно конкурируют за своего хеджера. И это имхо основная причина роста цен на commodities в последнее время. Увидеть эту конкуренцию по динамике чистых позиций спекулянтов НЕЛЬЗЯ (они определяются объемом коммерческих хеджеров, количество которых впрочем тоже растет с ростом цены). Лучше смотреть просто на объем открытых позиций, который обычно растет при заходе спекулянтов, а рост цены в ответ на увеличение инвестиционного спроса вызывает желание других спекулянтов пошортить.
pustota_2009 From: [info]pustota_2009 Date: February 20th, 2011 01:40 pm (UTC) (Link)
>>Эта ликвидность остается на балансах банков в ответ на сокращение частных кредитов, тогда как денежная масса почти не растет.

С начала QE2 ФРС выкупила трежерей на 350 млрд. Покажите, на каких банковских балансах зависли эти 350 млрд.

Учтем еще, что банки не распродают трежеря:



Т.е. некто продает ФРС бумаги и я сильно сомневаюсь, что эти некто предпочитают хранить деньги в виде кэша (кстати депозиты в комбанках не растут). Потому что кэш в условиях инфляции = убытки. Поэтому весьма вероятно, что оттуда деньги растекаются в фонду, облигации и на товарные рынки.
truevaluator From: [info]truevaluator Date: February 20th, 2011 05:49 pm (UTC) (Link)
Любая покупка ФРС увеличивает резервы банков в ФРС. Если продавец - не банк, то одновременно увеличивается объем "кэша" у частного сектора. Как он растекается по системе, отдельный вопрос. Но в любом случае деньги в комбанках не исчезают и не появляются от того, что кто-то что-то покупает/продает (кроме самих банков). Что мы видим по факту:

Общий объем "ликвидности" (денежной массы) медленно растет, но совершенно неочевидно, что она кому-то что-то жжёт :)

К слову, ФРС покупает не больше того, что ежемесячно размещается в виде нового госдолга США
pustota_2009 From: [info]pustota_2009 Date: February 22nd, 2011 08:19 pm (UTC) (Link)
>>Общий объем "ликвидности" (денежной массы) медленно растет, но совершенно неочевидно, что она кому-то что-то жжёт :)

На мой взгляд денежная масса и "ликвидность" это разные вещи. По крайней мере та ликвидность, о которой говорю я. QE увеличивет денежную базу, а М2, график которой Вы привели, не имеет в качестве компонента денежную базу.

>>К слову, ФРС покупает не больше того, что ежемесячно размещается в виде нового госдолга США

Верно, однако рынок если рынок стабильно "потреблял" некоторый объем трежерей, а сейчас его лишили этой возможности (точнее сосавили конкуренцию), то вопрос куда пристроить кэш остается открытым.
truevaluator From: [info]truevaluator Date: February 22nd, 2011 09:42 pm (UTC) (Link)
Я пытаюсь смотреть на ситуацию глобально. Мы не знаем, кто продает трежерис ФРС и что вместо них покупает (а может просто выплачивает своим пайщиками или гасит кредиты), но поскольку общие денежные остатки (M2) не растут, то ситуация в целом не меняется. Мне также непонятно, почему вместо надежных трежерис инвестор будет играться в спекуляции на рынке commodities. Гораздо большее влияние на те или иные рынки имеет изменение предпочтений относительно классов активов (акций, облигаций, commodities) у инвесторов, нежели действия одного из участников (ФРС) в конкретном классе активов.
zhu_s From: [info]zhu_s Date: February 20th, 2011 02:32 pm (UTC) (Link)
Мне кажется, тут слишком уж прямой связи ликвидности и цены контракта нет. Для этого достаточно припомнить, что позиция спекулянта - это что-то вроде продажи CDS, страховки (в данном случае не от дефолта по займу, а о падения цены). Даже если покупателей таких инструментов (чистых хеджеров) будет мало, инвестбанки (спекулянты) не будут предлагать страховые контракты (т.е.покупать лонги) себе в убыток, т.е. по повышенной цене - ведь они зарабатывают на ожидании ее дальнейшего роста - а просто уйдут частично на другие рынки, на те же CDS, например. Надо еще помнить, что на товарных биржах орудует в основном широко диверсицированный инвстбанковский "крупняк". Скажем 4 трейдера контролируют 30% всего рынка нефтяных деривативов, а 8 - почти половину http://www.cftc.gov/OCE/WEB/crude_oil.htm.
Но в целом, конечно, влияние есть - смягчение денежной политики ведет к ожиданиям падения доходности по всему спектру финансовых инструментов. А это для фьючерсов, как и для облигаций, должно вести к росту цен, возможно даже - с заходом цен в пузырь, как было в 2008 году, и не исключено, что отчасти есть и сейчас.
matsale From: [info]matsale Date: February 20th, 2011 08:40 pm (UTC) (Link)
имелось в виду что если резко падает потребление то все спекули повисают с их логами
zhu_s From: [info]zhu_s Date: February 20th, 2011 09:03 pm (UTC) (Link)
По идее, искусство спекулянта, т.е. инвестбанка, принимающего на себя риски, состоит в том, чтобы иметь диверсифицированную, противоцикличную позицию. Одно провисло, а другое выросло - в целом, глядишь немножко заработали. Например, по расчетам Голдман Сакс, движение товарных фьючерсов (индекс GSCI) отрицательно коррелирован с американскими и зарубежными акциями, а также казначейскими облигациями http://www.rusmoney.com/fundwind/futures/tf.htm, так что вроде бы все сразу провиснуть не должно.
С другой стороны, в 2008 году можно было наблюдать, как посыпались инвестбанки и AIG, перегруженные CDSами, хотя матмодели оценивали вероятность такого как ничтожную.
matsale From: [info]matsale Date: February 20th, 2011 09:14 pm (UTC) (Link)
они финансировали в итоге банки с лучшим балансом шорт-лонг, но крах особо верных мат. анализу был неизбежен, кто-то же платит в ресторане..
zhu_s From: [info]zhu_s Date: February 20th, 2011 09:36 pm (UTC) (Link)
Ну, по идее платит хеджер, застраховавший риск - за свое спокойствие и гарантированное умеренное благополучие. Но если застраховать всех от падения луны на землю, а луна и впрямь упадет, то спекулянтам - да, придется туговато.
matsale From: [info]matsale Date: February 21st, 2011 06:51 am (UTC) (Link)
Тогда не понятен крах Лемона, он ведь сам нефть не перерабатывал, хотя китайцы захеджировались тогда мощно по нефти и заплатили в итоге.
From: [info]oldkettle Date: February 20th, 2011 10:06 am (UTC) (Link)
На Вашей первой паре графиков не видно особого притока денег на сырьевые рынки - начиная с конца 07 года. Но на предпоследней паре графиков видно, что конец 07 года мог быть вдвое выше, чем, например, начало 05. Не могли бы Вы удлинить период?
zhu_s From: [info]zhu_s Date: February 20th, 2011 06:22 pm (UTC) (Link)
Первую пару графиков продлить нельзя. Это не позиции собственно трейдеров, которые CFTC ведет в 1986 года в еженедельном режиме, а объем инвестиций, сделанных в те или иные товарные фьючерсы/опционы в основном по пассивному принципу "купил и держи" разными фондами - пенсионными, хеджевыми и т.п. в целях диверсификации портфелей, приведения части их в зависимость от движения сырьевых цен (в отличие от позиций, открываемых трейдерами за свой счет). Такие данные Комиссия стала собирать только с конца 2007 года по указанию "разборки" в конгрессе летом 2008, когда искали вину инвесторов в росте цен нефти. Не нашли. Вся эта история подробно описана в выпущенном по итогам расследования докладе [1].
Могу привести в качестве утешительного приза график за последние 25 лет всех позиций по нефти (и инвестиционных, и чисто трейдерских без разбивки на те и другие), из которого видна их связь с ценой. Правда, что на что влияет, непонятно, но Комиссия в [1] доказывает, что цены первичны, и они определяют размеры открываемых позиций, а не наоборот.
Всего на сегодняшний день во фьючерсах открытая позиция - примерно 1.5 млрд. барр., это примерно квартальное потребление нефти в США (в мире в год потребляется 32 млрд. барр.), опционов в среднем примерно 65-70% от фюьчерсов (по числу контрактов), в кризис бурно росла именно опционная торговля, сейчас все вернулось к привычным соотношениям.
From: [info]oldkettle Date: February 20th, 2011 07:18 pm (UTC) (Link)
Ок, спасибо, собственно, в моём предположении это ничего не меняет. Вы пишете, что физический объём контрактов вырос за три года лишь по ограниченному кругу позиций. Моё предположение состоит в том, что начальная точка в 07 неудачна, три года назад мы были в пузыре (ок, в стадии бурного роста :-) ) и сейчас всеми силами туда рвёмся снова. В 05-07 годах были шальные деньги, которые себе место искали, сейчас тоже есть - спасибо центробанкам. Добром тоже не закончится.
truevaluator From: [info]truevaluator Date: February 20th, 2011 01:16 pm (UTC) (Link)
Про спекулянтов ответил выше, а тут - про пузырь... Как вам такой вариант "фундаментального" обоснования пузыря на товарном рынке: существенное превышение ценой максимальной себестоимости товара, потребляемого в данный период на рынке (сверх нормальной прибыли). Не надо никакого дисконтирования или жонглирования графиками построением трендов.
zhu_s From: [info]zhu_s Date: February 20th, 2011 02:00 pm (UTC) (Link)
Дело в том, что цена нефти не определяется себестоимостью апстрима, даже на замыкающих при данном уровне потребления месторождениях. Поскольку это исчерпаемый ресурс, то в цене присутствует т.н. "динамическая рента" - условно говоря, это ненулевая цена недобытой нефти в земле, экономически - это НДПИ (у нас - еще и вывозная пошлина), направляемые в нефтяной фонд. Поскольку это вещь, не поддающаяся объективному измерению, то и 50 и 500 долл. за барр. могут считаться справедливой, непузырной ценой, в зависимости от психологического консенсуса участников рынка (в отличие от золота, справедливая цена которого строго 0, при ненулевой цене там всегда пузырь). Единственный способ фиксировать локальные пузыри при этом - статистический, по поведению остатков от тренда. Но поскольку для текущего момента тренд еще не определен, то и о пузыре говорить приходится только в прошлом.
truevaluator From: [info]truevaluator Date: February 20th, 2011 06:01 pm (UTC) (Link)
Себестоимость на сырьевых рынках как раз ограничивает объем предложения только тем объемом сырья, которую имеет смысл добывать при текущей цене. В этом смысле себестоимость задает нижнюю границу цены.

Наши налоги бы я сюда не сваливал. К "недобытой" нефти они точно никак не относятся, а считаются постфактум как доля цены нефти (при низкой цене нефти близки 0). НДПИ+пошлины в России фактически ограничивают объем добычи нефти только нефтью с себестоимостью добычи и доставки покупателю не более ~$20 баррель.

Интересно, а с золотом как будете трендами пузырь определять, особенно учитывая опыт 1970х, последующей стагнации цен и 2000х?
matsale From: [info]matsale Date: February 20th, 2011 08:47 pm (UTC) (Link)
добыча золота стоит никак не ноль, просто добыча для нужд промышленности призрачна мала по сравнению с инвестиционной составляющей, но даже если бы золото не покупали в целях инвестиций цена на него была бы существенной все равно.
zhu_s From: [info]zhu_s Date: February 20th, 2011 09:30 pm (UTC) (Link)
Ну, для ненулевой цены кроме издержек нужна еще и некоторая полезность, как учили вульгарные экономисты, не постигшие марксизма :) Добывали как денежный металл. Роль умерла, а привычка осталась.
usikpa From: [info]usikpa Date: February 21st, 2011 10:22 am (UTC) (Link)
Цена на сырьё и еду растет, потому что растет зарплата у примерно 500 миллионов "китайцев". Это - фундаментальный факт. И он известен давно. (Еда - отдельная история, ибо в 2010 год - год неурожаев и стихийных бедствий в глобальном масштабе.) Но почему тогда большую высорко коррелированную часть роста мы наблюдаем именно с 26 августа прошлого года? Как Вы объясните это?
zhu_s From: [info]zhu_s Date: February 21st, 2011 01:13 pm (UTC) (Link)
... плюс климатические аномалии, повлиявшие на урожай, особенно по техническим с/х культурам (хлопок и др.)
usikpa From: [info]usikpa Date: February 21st, 2011 06:37 pm (UTC) (Link)
Что, и анкл Бернанкл тут ни при чём?:)
usikpa From: [info]usikpa Date: February 21st, 2011 06:41 pm (UTC) (Link)
Sorry, теперь увидел Ваш комментарий чуть выше...
From: [info]shortmarket Date: February 21st, 2011 12:42 pm (UTC) (Link)
Производители также могут спекулировать на цене, регулируя объем производства. Именно этим занимается, например, Саудовская Аравия на нефтяном рынке и вполне успешно занимается. Падение предложения со стороны производителей (например, нефти) при неизменном спросе со стороны коммерческих покупателей (например, авиакомпаний) ведет к росту цены. И до спекулянтов еще даже не дошло.
pingback_bot From: [info]pingback_bot Date: February 21st, 2011 12:59 pm (UTC) (Link)

Ещё о сырье

User [info]archie_fareast referenced to your post from Ещё о сырье saying: [...] немного развил тему - Товарное. Спекулянты и цены [...]
From: [info]shortmarket Date: February 21st, 2011 01:03 pm (UTC) (Link)
Изменение цены совсем не обязательно требует открытия новых позиций или совершения транзакций. Цена - это равновесное состояние между спросом и предложением и отражает взгляды рынка на будущее. Первично изменение взглядов, а не изменение количества позиций. Количество открытых позиций может расти и при падающей цене.
zhu_s From: [info]zhu_s Date: February 21st, 2011 01:23 pm (UTC) (Link)
Именно так. Но часто проводится такая цепочка: КО - рост количества денег, которые некуда деть - инвестиции в "бумажные товары" - рост цен на физическом рынке. Человек, привыкший к бытовым представлениям о деньгам, просто не видит разницы между количеством (денег), сбережениями и инвестициями (поток, часто идущий в противофазе в первым), ростом цен активов (чаще всего не зависит ни от первого, ни от второго, а просто от неизвестно на чем основанных представлений инвестиционных масс о дальнейшем).
From: [info]shortmarket Date: February 21st, 2011 01:50 pm (UTC) (Link)
Да, цепочка в общем случае неверна, т.к. из КО не следуют никакие потоки.

КО уменьшает объем финансовых активов в частном секторе. Уменьшение доступного объема при прочих равных ведет к росту равновесных цен, т.к. цены на оставшиеся активы банально перебалансируются (с транзакциями или без). Именно этого и стремятся достигнуть Бен и ко, мечтая, что сгенерированный таким образом wealth effect перекинется на спрос в реальной экономике. Их проблема состоит в том, что спрос в реальной экономике зависит в общем случае от дохода. Wealth effect вступает в силу лишь в пограничных случаях и является скорее исключением из правила.

Проблемы начинаются, когда цены на финансовые активы начинают влиять на реальные цены. В случае, например, нефти эта связь совершенно прямолинейна. С другой стороны случай с рисом совершенно неочевиден. Тем не менее, нефть является первичным ресурсом для практически любой деятельности.

Ограничение спекуляций своей базовой целью имеет подавление влияния финансовых цен на реальные цены. Несмотря на все бахвальство всяких высоких комиссий и отчетов, события 2008 года дают слишком много поводов усомниться в эффективности существующих механизмов ограничения спекуляций. Поэтому, хотя мыслительная цепочка и неверна, проблема, тем не менее, существует, а попыток решить ее не предпринимается.
truevaluator From: [info]truevaluator Date: February 21st, 2011 04:09 pm (UTC) (Link)
Вот только "взгляды" нЕчем измерить, особенно разделить их между коммерческими и спекулянтами :) А рост количества позиций при падении цены все-таки больше аномалия, чем правило.
From: [info]shortmarket Date: February 21st, 2011 04:28 pm (UTC) (Link)
Взгляды измеряются ценой. Или если хотите относительных ценах на любые активы.

Рост количества позиций при падении цен - это не аномалия. В техническом анализе это происходит сплошь и рядом и описано в каждом элементарном учебнике. Аргумент, который я хотел привести, состоит, конечно, в том, что количество позиций/транзакций и движение цен никак не связаны друг с другом. Это не цены двигаются потому, что позиции открываются или закрываются, а позиции открываются и закрываются потому, что взгляды участников рынка на цены постоянно меняются. Цена может измениться при полном отсутствии транзакций (бид-аск), и цена может _не_ измениться при сногсшибательном относительно истории данного актива объеме транзакций.

Цена и количество транзакций - это две независимые метрики рынка, где количество транзакций является мерилом ликвидности рынка, а не его ценового уровня.
zhu_s From: [info]zhu_s Date: February 21st, 2011 05:09 pm (UTC) (Link)
Нет, в данном случае все же речь идет не об объеме транзакций, а о количестве позиций, которые инвестор поручает трейдеру открыть (и, как правило - держать, перекладываясь в следующий "ближайший" ближайший фьючерс в определенный день перед экспирацией; доклады CFTC отмечают, что стратегии инвесторов на товарных рынках преимущественно пассивны и сводятся к "отслеживанию" движения тех или иных индексов). При прочих равных условиях рост позиций, открытых "на покупку", должен был бы вести к росту цены, но хитрость состоит в том, что неизвестно, как поведет себя количество контрактов, открытых на продажу. На графике видно, что при росте цены "шорты" тоже начинают быстро расти (вроде это естественно, если вчера нефть была по 70, а сегодня по 90, то как продавец наверное поспешу зафиксировать эту цены пока не упала, а как покупатель - пока не выросла, иными словами, чем волатильнее рынок, тем выше потребность в хедже). Но во всяком случае видно, что если физически число контрактов, купленных в инвестиционных целях не растет, то не агрессивные действия быков-инвесторов стали причиной роста цены. а что-то еще.
From: [info]shortmarket Date: February 21st, 2011 05:41 pm (UTC) (Link)
Отрытые позиции - это особенность фьючерсного рынка. Какого-либо сверхестественного смысла эта особенность по сравнению с транзакциями для иных рынков не привносит.

Я бы вам много примеров из жизни мог рассказать о том, как себя ведут банки на рынке от имени инвесторов. Неужели вы думаете, что банки, продавая свопы на внебиржевом рынке инвесторам (пенсионным фондам и т.п.), честны как стеклышки? К сожалению - нет. А когда все знают, что цены будут расти, то только дурак будет переть против течения. А то, сколько позиций открыто в биржевой статистике по состоянию на конец каждого месяца - это сказки для электората. Вот Леман нет так давно нашумел по поводу того, как сильно они занимались window dressing перед каждой отчетной датой, и как об этом было известно всем, кто хоть немного интересовался вопросом. Если 4 дилера контролируют 80% рынка, играют друг с другом в гольф и пьют вместе пиво, то совсем не обязательно все свопы закрывать через биржу. Особенно если цена только растет. И можно заработать не только на комиссии, но и на цене.

Да, я не могу количественно ничего подтвердить. И каждый имеет право на свое мнение. Но я не верю в благородную фею, которая от имени частного сектора следит за порядком на рынках, которые дерегулировали так, что дальше уже было некуда. Зато я верю в сиюминутную жадность и особенно со стороны банкиров, которых с феями может сравнивать лишь лунатик Гринспан и ко.

зы. я сам банкир :)
37 comments or Leave a comment
profile
zhu_s
User: [info]zhu_s
Name: zhu_s
calendar
Back May 2012
12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
links
about this journal
page summary
tags